Традиции парусного спорта в России имеют давние и прочные корни. 12 апреля 1718 г. Петром I был издан Указ о создании потомственного Невского флота. Санкт-Петербургской знати и служилым людям царем безвозмездно было передано в вечное пользование 141 судно на сумму 125 200 рублей «для приобщения (заметим, принудительного) лиц различных званий и профессий к морю и парусам». После смерти Петра I и последовавшего за ней упадка деятельности Невского флота парусный спорт в России в коллективных формах не развивался более столетия. Толчком к его дальней- шему развитию стал официальный визит императора Николая I в 1844 г. в Англию, где он посетил Королевский яхт-клуб и увидел спортивные парусные суда.
Немного истории
Позже, в середине 1846 г., по образцу этого клуба в столице России появился первый в государстве Санкт-Петербургский Императорский яхт- клуб любителей парусного спорта. По этому случаю английская королева подарила Николаю I роскошную парусную яхту «Королева Виктория», построенную в Англии на о. Уайт на верфи Джозефа Вайта в 1846 г. и вооруженную двухмачтовой шхуной. Она прослужила до конца 1884 г. Яхт-клуб стал проводить парусные гонки. Первое документальное упоминание о гонке на 100мильной дистанции в восточной части Финского залива относится к 1851 г. В том году 1 июня впервые была проведена гонка вокруг о.Нерва со стартом и финишем на Большом Кронштадтском рейде, в которой участвовало шесть шхун и четыре тендера Санкт-Петербургского яхт-клуба. События гонки подробно описаны в журнале «Морской сборник» за июнь 1851 г. Победителем в ней среди шхун была «Джорджиан», прошедшая дистанцию за 22 ч 02 мин. 30 с, «Королева Виктория» стала второй (22 ч 28 мин.), а «Забава» третьей (22 ч 45 мин.). Из тендеров финишировал только «Варяг» (23 ч 21 мин.).
18–19 июня 1852 г. на этой же дистанции была проведена первая международная гонка, о которой следует рассказать подробнее. В Российском государственном архиве ВМФ в Санкт- Петербурге обнаружен рапорт командора Императорского яхт-клуба князя А.Я. Лобанова-Ростовского великому князю генерал-адмиралу Константину Николаевичу с подробностями об этой гонке. В «Морском сборнике» за июнь 1852 г. содержатся материалы, позволяющие полностью восстановить события тех далеких дней.
Высочайшим повелением Николая I гонки в 1852 г. были назначены на 12 и 16 июня. На них были приглашены яхты из Великобритании – родины парусного спорта. За год до этого в Англии состоялась гонка вокруг о. Уайт «The Cup of One Hundred Sovereigns» (“Кубок 100 гиней”), в которой вместе с традиционными участницами – яхтами Королевской эскадры «Royal Yacht Squadron» – впервые соревновалась американская шхуна «America». Она была спроектирована и построена Джорджем Стирсом в Нью-Йорке специально для участия в Большой промышленной выставке 1851 г. в Лондоне и должна была продемонстрировать англичанам и всему миру достижения США. «America», стартовавшая позже всех, легко победила своих английских соперников, положив тем самым начало самому престижному в парусном мире состязанию «The America’s Cup» – Кубок «Америки».
Среди пришедших в 1852 г. в Санкт- Петербург яхт из Великобритании были две, которые год назад проиграли американцам – шхуна «Beatrice» и тендер «Freak». В первой короткой гонке 12 июня на дистанции 15 миль между Петергофом, Кронштадтом и Невским плавучим маяком приняли участие две английские яхты – шхуна «Contest» и тендер «War-eagle» – и три яхты из Императорского яхт-клуба – шхуна «Волна» и тендеры «Чайка» и «Рюрик». Состязание проходило при крепком ветре от WNW и сильном волнении, а выиграл ее тендер «War-eagle». Из-за позднего прибытия в Кронштадт большей части английских яхт вторую гонку перенесли на 18 июня. Яхты должны были стартовать с Большого Кронштадтского рейда, обогнуть левым бортом о. Нерва и вернуться обратно к месту старта. Дистанция составила 106 итальянских* миль. В этой гонке британскую сторону представляли шесть судов – шхуны «Beatrice», «Urania», «Claymore», «Destine» и тендеры «War-eagle» и «Freak». От Императорского яхт-клуба на старт вышли шхуны «Королева Виктория», «Русалка», «Джорджиан», «Забава» и тендер «Варяг». В 9 часов утра раздался первый сигнальный выстрел из пушки, а в 10.03 после третьего выстрела яхты начали сниматься с якорей, на которых они стояли в двух линиях в порядке, определенном жребием. Ветер был свежий и ровный от SW. Уже в 10.10 все суда снялись с якорей и легли на левый галс. В начале двенадцатого яхты миновали эскадру Балтийского флота, стоявшую на якорях у Красной Горки. Впереди всех шла «Claymore».
* Итальянская миля (ранее называвшаяся морской) равнялась 1 версте 369 саженям 1 аршину и 7.5 вершкам = 1855 м
В 13.25 «Freak» и «War-eagle» опере- дили ее, а к 15 часам ветер отошел к S. В 16.20 «Claymore» опять обошла оба английских тендера, за которыми шли «Королева Виктория», «Джорджиан» и «Варяг». Остальные суда остались далеко позади. Первой в 18.17 о.Нерву обогнула «Claymore». На обратном пути в 18.53 «Королева Виктория» обогнала «War-eagle» и «Freak», заметно приблизившись к лидеру. Скорость яхт достигала 9.2 уз. Первой все-таки финишировала в 00.48 «Claymore», за ней через 4 мин. 15 с «Королева Виктория», а еще через 4 мин. 45 с «Джорджиан». Английские «Freak» и «War-eagle» пересекли финиш в 01.33 и 01.38. «Варяг» закончил гонку в 02.25, а приход прочих судов «за пасмурностью и темной нельзя было видеть».
В учрежденной для проведения этой гонки комиссии председательствовал князь А. Я. Лобанов-Ростовский, а судейство возглавлял адмирал П. И. Рикорд. Для проведения гонок и размещения комиссии и судей морским начальством был выделен 12 июня пароход «Геркулес», а 18–19 июня – лоцманское судно «Мензула» и пароход «Богатырь», который сопровождал эскадру яхт и фиксировал время. За победу в короткой гонке англичане получили серебряную вызолоченную вазу в старинном русском стиле ра- боты ювелирного мастера Сазикова, а за длинную – серебряный вызолоченный кубок с золотым орлом, золотыми украшениями и синей финифтью, отличавшийся особой красотой и богатством и изготовленный английским магазином. Думается, что эти победы для RYS в какой-то мере уменьшили горечь от поражения в августе 1851 г., нанесенного шхуной «America».
К сожалению, из-за начавшейся в 1853 г. Крымской войны международный статус гонки вокруг о. Нерва не получил развития. Однако в дальнейшем яхт-клубы Санкт-Петербурга все равно проводили подобные состязания. Так, с 1878 г. старты на данной 100-мильной дистанции регулярно давал Императорский Речной яхт-клуб. В 1878 г. в гонке приняли участие пять яхт – шхун и тендеров различного водоизмещения. Первой пришла «Забава» под управлением А. Д. Родионова, на 4.5 часа опередившая ближайшего соперника. В следующем году снова состоялась подобная регата на приз Морского министерства. Правительство для поощрения такой длинной и опасной по тем временам гонки учреждало дорогие призы. Например, в 1880 г. министерство выделило для победителей в разных классах маленькую яхту под названием «Награда», ботик со швертом и складной тузик.
В советские годы подобное соревнование в начале лета и осенью проводил яхт-клуб No55 Ленинградской военно-морской базы. Оно пользовалось большой популярностью у яхтсменов города, так как по своей сути являлось морской гонкой выходного дня. Однако к концу 80-х гг. по известным причинам эта регата, как и другие соревнования крейсерских яхт, проводить перестали.
Наше время
В 2001 году «100-мильная гонка» была возрождена в России по инициативе общественной организации «Ассоциация крейсерско-гоночных яхт класса «Л-6» и яхт-клуба Ленинградской военно-морской базы и ныне проводится ежегодно с историческим названием «Кубок 100 миль». Соревнование морских парусных яхт «Кубок 100 миль» проводится 10 – 13 июня, совместно с праздником «День России», с 2005 года — под патронажем Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга.
В отдельные годы, по аналогии с гонками парусных яхт 1852 года, проводятся две гонки. В первый день парусных соревнований проводится гонка парусных яхт на призы главы Администрации Кронштадтского районам Санкт-Петербурга. Дистанция этой гонки протяжённостью около 15 морских миль проходит на акватории Невской губы с финишем около Кронштадта. После гонки яхты размещаются у набережной Петровского парка в Средней гавани Кронштадта. Утром следующего дня в Петровском парке Кронштадта у памятника основателю Кронштадта и Санкт-Петербурга Петру Первому проводится награждение по итогам первой гонки и торжественное открытие главной морской гонки соревнований «Кубок 100 миль». В этой гонке экипажи яхт соревнуются на акватории Финского залива Балтийского моря по историческому маршруту Кронштадт — остров Нерва — Кронштадт. Общая протяженность дистанции морской гонки по генеральному курсу составляет 101 морскую милю. Историческая гонка «Кубок 100 миль» с 2001 года ежегодно включена в официальный календарь парусных соревнований, проводимых Санкт-Петербургским парусным союзом, а с 2015 года также включена в ежегодный Календарь спортивных соревнований Всероссийской Федерации парусного спорта.
Участниками гонок «Кубок 100 миль» являются квалифицированные экипажи всех типов крейсерских парусных яхт прибрежного морского района плавания. Зачетные группы участников формируются по классам яхт. Основную зачетную группу составляют крейсерско-гоночные яхты класса «Л-6». Ежегодно на старт «Кубок 100 миль» выходят более двадцати экипажей морских парусных яхт.
Яхты, занявшие первое, второе и третье места в каждой зачетной группе, награждаются призами и дипломами. В классе «Л-6» победитель гонок награждается переходящим «Кубком 100 миль». Яхта, занявшая первое место в общем зачете, награждается переходящим «Кубком быстрейшей яхты». Торжественная церемония награждения проводится в таких знаковых местах Санкт-Петербурга, как Центральном военно-морском музее или ледокол – музей «Красин», тем самым подчёркивая преемственность морских парусных традиций Санкт-Петербурга.
Год | Число яхт | Общий зачет | Класс "Л-6" | ||||
Всего | "Л-6" | Яхта | Тип | Время | Яхта | Время | |
2001 | 14 | 10 | «Форвард» | «СТ 36» | 23ч12мин00с | «Чайка» | 24ч07мин00с |
2002 | 14 | 10 | «Янус» | Катамаран | 22ч05мин00с | «Ника» | 23ч24мин00с |
2003 | 16 | 10 | «Аризона» | «ЛЭС 35» | 24ч58мин00с | «Варяг» | 25ч30мин00с |
2004 | 14 | 8 | «Аризона» | «ЛЭС 35» | 25ч15мин51с | «Ника» | 25ч57мин58с |
2005 | 15 | 12 | «Мария» | «ЛЭС 35» | 19ч01мин00с | «Ника» | 19ч35мин00с |
2006 | 17 | 10 | «Мир» | «Cetus» | 23ч07мин46с | «Ника» | 25ч03мин22с |
2007 | 12 | 7 | «Янка» | «Elan 37» | 29ч37мин38с | «Лена» | 29ч56мин03с |
2008 | 18 | 9 | «Аризона» | «ЛЭС 35» | 24ч19мин20с | «Онега» | 26ч10мин00с |
2009 | 27 | 15 | «Экстра» | «Dream 33» | 17ч50мин36с | «Лилия» | 19ч09мин08с |
2013 | 19 | 7 | ? | ? | ? | «Ника» | 23ч01мин27с |
2014 | 29 | ? | ? | ? | ? | «Ника» | ? |
2015 | 32 | 12 | ? | ? | ? | "Онега" | 23ч35мин39с |
2016 | 20 | 9 | ? | ? | ? | "Варяг" | 14ч34мин00с |
2017 | 25 | 9 | ? | ? | ? | "Онега" | ? |
2018 | 21 | 8 | ? | ? | ? | "Лена" | ? |
2019 | ? | 8 | ? | ? | ? | "Ника" | 21ч02мин11с |
2020 | - | - | - | - | - | - | - |
2021 | 24 | 12 | Lady A | A40 | 18ч03мин03с | "Онега" | 21ч24мин06с |
2022 | 38 | 10 | Aurora Boreallis | Elf1180 | 14ч53мин00с | "Лена" | 19ч44мин27с |
В 2010 г. состоялась юбилейная 10-я гонка. Историческая гонка «Кубок 100 миль», ставшая из наиболее ярких и престижных парусных соревнований Санкт-Петербурга и России. К ней проявили интерес самые известные королевские яхт-клубы Великобритании – «Royal Yacht Squadron» и «Royal London Yacht Club». В 2008 г. в экипаже яхты «Былина» в гонке принимал участие представитель этих яхт-клубов Том Дарси. Несколько раз в гонке «Кубок 100 миль» принимали участие яхтсмены их Финляндии.
Особо следует отметить гонку «Кубок 100 миль» 2016 года, когда благодаря исключительно благоприятным метеорологическим условиям – при сильном ветре и без лавировки 10 участвующих в гонке яхт (половина флота гонки) прошли дистанцию быстрее 14 часов 48 минут – рекордного времени британской шхуны «Клеймор» в 1852 году. Лучшее время в гонке 2016 года показал экипаж яхты Farr-30 «Baby Roo» прошедший дистанцию за 12 ч 42 м (кап. Ю.Скрипкин). Две яхты класса «Л-6»: «Варяг» (кап. В.Смирнов) и «Онега» (кап. Н.Бриллиантов) также прошли дистанцию гонки быстрее рекордного времени британской шхуны «Клеймор» 1852 года, сумев уложиться в 14ч34м и 14ч36м. соответственно.
Яхта класса Л-6 «Ника» (кап. В.Манухин) в гонках Кубка 100 миль, единственная за все время проведения этих гонок, одержала две серии из трех побед подряд — в 2004-2006 гг. и в 2012-2014 гг. и дважды получила право постоянного несения под краспицей почетного малинового вымпела Ассоциации класса “Л-6”.
Возрожденная спустя полтора столетия Историческая гонка «Кубок 100 миль» – это одно из самых ярких и престижных морских парусных соревнований Санкт-Петербурга и России. С уверенностью можно говорить о том, что “Кубок 100 миль” может и должен по праву встать в один ряд с самыми известными парусными соревнованиями мира.
© В.А. Манухин «Кубок 100 миль – история и современность», журнал «Катера и Яхты» №4 (226) 2010 г. с.118-121
© По материалам Берёзкина Андрея Алексеевича, Апрель 2020 года
Name | Created Date | Modified Date | Size |
---|---|---|---|
01.03.2022 23:48 | 01.03.2022 23:48 | 573 KB | |
01.03.2022 23:50 | 01.03.2022 23:50 | 55 KB | |
01.03.2022 23:51 | 01.03.2022 23:51 | 218 KB | |
01.03.2022 23:48 | 01.03.2022 23:48 | 3319 KB |